Аслан Антонов. Глубоко признательны архивам Bertone (Bertone archivio storico) и Aston Martin за предоставленные фотографии.

Британская марка Aston Martin с первого дня своего существования выпускает эксклюзивные автомобили. Прослеживая эволюцию моделей Aston Martin, начиная с Coal Scuttle 1915 года и по Vanquish 2012-го, можно увидеть, как в них стройно обрисовывается внешняя красота. Своей самой прекрасной формы она достигает в работах итальянских кузовных ателье. В разные годы Bertone, Zagato и другие воплотили в моделях Aston Martin бессмертные образцы автомобильного дизайна. В 2013 году исполнилось сто лет со дня основания Aston Martin, а также шестьдесят лет с момента появления первых Aston Martin от Bertone. В работах этого ателье модели британской марки предстают в мгонокрасочности образов. Здесь и гоночные экземпляры; романтичные кабриолеты и сдержанное купе; а также – роскошные Shooting Brake. Некоторые из них были созданы в единственном экземпляре.

Сподвижником Нуччио Бертоне в работе над Aston Martin был С. Г. Арнольт по прозвищу «Эксцентричный» («Wacky») (он являлся крупным бизнесменом и дистрибьютором марки в Чикаго). Некоторые экземпляры, построенные Bertone для Арнольта, даже снабжались логотипом с надписью «Arnolt Aston Martin». Генетически все «Арнольт Астоны» восходят к Aston Martin DB2/4 (в 1953 году он пришёл на смену DB2), поскольку строились именно на его шасси. В числе прочего, DB2/4 комплектовался удобными для детей задними сиденьями. Необходимо подчеркнуть, что автомобиль выпускался в закрытой версии (coupe) и открытой (convertible).

Aston Martin DB2/4 Aston Martin DB2/4 Aston Martin DB2/4 Aston Martin DB2/4 Aston Martin DB2/4 Aston Martin DB2/4 Aston Martin DB2/4 Aston Martin DB2/4 Aston Martin DB2/4 Aston Martin DB2/4

Первым «Арнольт Астоном», прибывшим в США, был Aston Martin DB2/4 Cabriolet (построен на шасси с номером LML/504). Это произошло в сентябре 1953 года. Дизайн разработал Джованни Микелотти*. Передняя часть в умеренной форме играла рельефами, на длинном капоте располагался воздухозаборник. Решётка радиатора была «одета» в хром и в неё интегрировались дополнительные фонари. Декоративные элементы в виде тонких полосок по бокам передних крыльев и дверей придавали утончённый оттенок общему дизайнерскому мотиву кабриолета. Этот автомобиль заказали сотрудники миннеапольской компании по производству календарей и поздравительных открыток Brown & Bigelow, вернее сказать – её 60 региональных менеджеров по продажам, для своего руководителя, г-на Чарльза А. Уарда, в качестве рождественского преподношения. На особое предназначение модели указывали памятная табличка с гравировкой «with Sincerest Appreciation» («в знак искренней признательности») и подписью сотрудников – и монограмма в виде инициалов г-на Уарда (C. A. W.), на рулевом колесе. Щедрое оснащение кабриолета включало уникальный набор для пикника; он был аккуратно сложен за водительским сиденьем. 

Aston Martin DB2/4 Cabriolet от Bertone Aston Martin DB2/4 Cabriolet от Bertone Aston Martin DB2/4 Cabriolet от Bertone Aston Martin DB2/4 Cabriolet от Bertone Aston Martin DB2/4 Cabriolet от Bertone Aston Martin DB2/4 Cabriolet от Bertone Aston Martin DB2/4 Cabriolet от Bertone Aston Martin DB2/4 Cabriolet от Bertone Aston Martin DB2/4 Cabriolet от Bertone Aston Martin DB2/4 Cabriolet от Bertone Aston Martin DB2/4 Cabriolet от Bertone Aston Martin DB2/4 Cabriolet от Bertone Aston Martin DB2/4 Cabriolet от Bertone Aston Martin DB2/4 Cabriolet от Bertone

Дизайном другого Aston Martin 1950-х годов от Bertone занимался Франко Скальоне**. Своим обликом двухместный DB2/4 Spider напоминал лодку. Это сознательная метафора. Отождествление с этим небольшим судном означало чистоту и лаконичность дизайнерского языка. Кузов DB2/4 Spider заключал в себе следующие общие стилистические особенности, сделавшие его классическим воплощением прекрасного: низко расположенная решётка радиатора; уменьшенное и тонкое лобовое стекло; воздухозаборник на капоте; рельефные крылья и растянутые задние колёсные арки, визуально облегчавшие контуры задней части.

Aston Martin DB2/4 Spider от Bertone Aston Martin DB2/4 Spider от Bertone Aston Martin DB2/4 Spider от Bertone Aston Martin DB2/4 Spider от Bertone Aston Martin DB2/4 Spider от Bertone Aston Martin DB2/4 Spider от Bertone Aston Martin DB2/4 Spider от Bertone Aston Martin DB2/4 Spider от Bertone Aston Martin DB2/4 Spider от Bertone Aston Martin DB2/4 Spider от Bertone Aston Martin DB2/4 Spider от Bertone Aston Martin DB2/4 Spider от Bertone

20 августа 1964 года Арнольт, по заказу парижанина Анри Пагези, поручил Bertone создать купе на базе Aston Martin. Базой для нового автомобиля послужило шасси DB2/4 под номером LML/765. Согласно Нино Поретти, посреднику Арнольта в работе с ателье, этот проект должен был стать основой для разработки серии купе, однако отказ Aston Martin в дальнейшей поставке шасси прервал эту идею. Дизайн кузова принадлежал Франко Скальоне. Он сформировал завершённый образ автомобиля для дальних путешествий. В целом, купе было выполнено в сдержанном и изысканном стиле. Гладкие боковины гармонировали с утончёнными выштамповками, идущими от передних и задних колёсных арок. Большая площадь остекления, включая огромное панорамное заднее стекло, позволяли, что называется, залить естественным светом пространство салона. Bertone видоизменило стиль решётки радиатора. Её нижняя грань по форме представляла собой практически зеркальное отражение верхней, а бампер хитро-изогнутой формы позволял сохранить целостность остро-отточенного образа решётки. На капоте не было воздухозаборника. Вместо него растянулся длинный хромированный декоративный элемент. Рельефы капота обрисованы чёткими контурами. Автомобиль доставили клиенту в январе 1955 года. В 1957 году его выставляли на автосалоне в Турине.

Aston Martin DB2/4 Coupe от Bertone Aston Martin DB2/4 Coupe от Bertone Aston Martin DB2/4 Coupe от Bertone Aston Martin DB2/4 Coupe от Bertone Aston Martin DB2/4 Coupe от Bertone Aston Martin DB2/4 Coupe от Bertone Aston Martin DB2/4 Coupe от Bertone Aston Martin DB2/4 Coupe от Bertone (деревянный макет) Aston Martin DB2/4 Coupe от Bertone (деревянный макет) Aston Martin DB2/4 Coupe от Bertone (деревянный макет) Aston Martin DB2/4 Coupe от Bertone Aston Martin DB2/4 Coupe от Bertone

Ещё одним прекрасным проектом Bertone является единственный в своём роде Aston Martin DB2/4 Cabriolet (дизайн руки Скальоне) с номером шасси LML/762. Он же – последний «Арнольт Астон». На мой взгляд, автомобиль обладает просто бесконечным обаянием. Его внешний вид дарит чувство эстетического наслаждения. За рулём такой машины легко поддаться романтике. Любопытно, что ателье дополнило чудесный дизайн машины неожиданным решением в американском стиле – ветровым стеклом панорамной формы; оно удачно сочеталось с кузовом округлых форм и оттеняло своеобразие модели. Это было сделано по отдельной просьбе заказчика коим являлся сам Арнольт. Характерная решётка радиатора, знаменитый лейтмотив Aston Martin, в целом сохранила традиционные очертания, однако получила индивидуальную стилистику. Например, верхняя её часть дыбилась горкой. На капоте отсутствовал воздухозаборник, зато его украшала хромированная декоративная полоска. Ещё что бросалось в глаза – это задние крылья с элегантными выступами, на которых крепилась светотехника. В те годы, чуть раньше появления Aston Martin DB2/4 Cabriolet, подобное решение Bertone применила на Alfa Romeo Perla. Изначально, Aston Martin был окрашен в синий цвет Mountain Blue, а салон выдержан в белом. Кабриолет по прозвищу «Индиана» («Indiana») демонстрировали в Европе на различных автовыставках, после чего, в сентябре 1956 года, он прибыл в США. Арнольт ездил на нём в свой чикагский шоу-рум, а также в Варшаву (Индиана) – на принадлежавшие ему заводы.

Aston Martin DB2/4 Cabriolet от Bertone Aston Martin DB2/4 Cabriolet от Bertone Aston Martin DB2/4 Cabriolet от Bertone Aston Martin DB2/4 Cabriolet от Bertone Alfa Romeo Perla Aston Martin DB2/4 Cabriolet от Bertone Aston Martin DB2/4 Cabriolet от Bertone

В 1958 году на автосалоне в Лондоне Aston Martin представил DB4. Кузов для 4-местного купе разработало ателье Carrozzeria Touring. Спустя год, тоже в Лондоне, дебютирует модификация DB4 GT. Она была легче DB4 на 85 килограммов, располагала укороченной колёсной базой и, кроме этого, обладала более мощным двигателем (его отдача превышала 300 лошадиных сил). Автомобиль прекрасно подходил и для использования на обычных дорогах, и для заездов по гоночной трассе. На разгон с места до 100 км/ч уходило немногим больше шести секунд, а его максимальная скорость превышала 240 км/ч. На шасси этой модели Bertone, по поручению Aston Martin, построила автомобиль, внешность которого стала образцом высококлассного итальянского дизайна. Модель получила название DB4 Jet (Jet в переводе с английского – реактивный самолёт). Символическое уподобление воздушному судну полностью себя оправдывало, поскольку волнообразные линии профиля создавали ощущение, будто машина парит над землёй (этот эффект полноценно проявлял себя в динамике). Развитая архитектура дизайна включала в свой состав: ниспадающую крышу, большую площадь остекления, тонкие задние стойки и рельефную мускулатуру задних крыльев.

Контуры этой машины излучают мощную притягательную силу; от них испытываешь какое-то удивительное волнение. С момента дебюта DB4 Jet в Женеве в 1961 году, красота этого художественного творения Джорджетто Джуджаро*** не увядает. В 2001 году на престижном фестивале в итальянском Вилла д’Эсте (Concorso d’Eleganza Villa d’Este) жюри присудило ему приз «Trofeo BMW Group» как лучшему автомобилю среди конкурсантов (Best of Show by the Jury****). На DB4 Jet историческая линия Aston Martin от Bertone прерывается более чем на сорок лет.   

Aston Martin DB4 Jet Aston Martin DB4 Jet Aston Martin DB4 Jet Aston Martin DB4 Jet Aston Martin DB4 Jet Aston Martin DB4 Jet Aston Martin DB4 Jet Aston Martin DB4 Jet Aston Martin DB4 Jet Aston Martin DB4 Jet Aston Martin DB4 Jet Aston Martin DB4 Jet Aston Martin DB4 Jet Aston Martin DB4 Jet

Новую точку соприкосновения Bertone и Aston Martin нашли в 2004 году. Модель назвали в честь DB4 Jet 1961 года. Новый JET 2 был собран на базе купе V12 Vanquish, колёсную базу удлинили на 210 миллиметров. Это решение позволило увеличить свободное пространство в задней части салона. «Бертоне» создало нишевый автомобиль, представляющий собой интерпретацию темы custom-made, что применительно к автомобильному миру можно перевести с английского как «изготовленный по индивидуальному заказу». Дизайн машины формируют волнообразные линии. Обширная площадь остекления подчёркивает динамичность и живую энергию JET 2. Главный элемент задней части – это дверь; её обрамление повторяет облик решётки радиатора. Салон отделан шикарно: обильно применены грушевое дерево, изысканно обработанная кожа и декоративные вставки из сатинированного алюминия. Такое богатое оформление интерьера является реминисценцией на роскошные итальянские моторные лодки 1950–60-х годов. Aston Martin JET 2 существует в единственном экземпляре.

Aston Martin JET 2 Aston Martin JET 2 Aston Martin JET 2 Aston Martin JET 2 Aston Martin JET 2 Aston Martin JET 2 Aston Martin JET 2 Aston Martin JET 2 Aston Martin JET 2 Aston Martin JET 2

В марте 2013 года на автосалоне в Женеве итальянское кузовное ателье показало новую модель на базе Aston Martin Rapide. Её корректное полное наименование – ASTON MARTIN RAPIDE BERTONE JET 2+2. Этот автомобиль с кузовом Shooting Brake собран в единственном экземпляре по индивидуальному заказу одного из коллекционеров моделей Aston Martin, который персонально принял участие в создании с самой ранней стадии, начиная с поиска стиля, подбора цвета, материалов отделки, и заканчивая сборкой. Постройкой занималась мастерская «Bertone Officina». Это специальный департамент компании, осуществляющий только обособленные заказы. Это, в том числе, означает отдельный сервис. Кроме этого, с помощью «Bertone Officina» итальянское ателье показывает производителям, как можно разнообразить стиль их машин без ущерба для изначальных стандартов качества и безопасности.

При старте этого проекта действовал принцип сохранения подлинного стиля Aston Martin. При этом, Bertone, конечно же, внесла свой вклад в стилистику машины. Дизайн кузова формируют вытянутые и атлетические линии. Задние стойки наклонены вперёд и слиты с мускулатурой колёсных арок. Это помогло создать эффект подвижного автомобиля даже в статике. Спереди мы видим аккуратно оформленную крупную решётку радиатора. Оформление задних фонарей представляет собой синтез светотехники Гран Туризмо Vanquish и суперкара One-77. Их впечатляющий внешний вид усилен световой полосой. Она проходит под кантом крышки багажника и визуально соединяет блоки фонарей.

В обитом кожей двух цветов салоне четыре отдельных места. Интересным решением является двойной подвижный пол багажника. При сложенных задних сиденьях он, с помощью электропривода, их накрывает. Таким образом, получается абсолютно ровная площадка багажного отделения. Поверхности деревянной отделки облагорожены шлифованным алюминием.

ASTON MARTIN RAPIDE BERTONE JET 2+2 ASTON MARTIN RAPIDE BERTONE JET 2+2, возможности трансформации салона ASTON MARTIN RAPIDE BERTONE JET 2+2 ASTON MARTIN RAPIDE BERTONE JET 2+2 ASTON MARTIN RAPIDE BERTONE JET 2+2 ASTON MARTIN RAPIDE BERTONE JET 2+2 ASTON MARTIN RAPIDE BERTONE JET 2+2 ASTON MARTIN JET 2 и RAPIDE BERTONE JET 2+2 ASTON MARTIN RAPIDE BERTONE JET 2+2

Пожалуй, основной заслугой «Бертоне» в постройке кузовов для «Астон Мартин» является то, что им удалось разработать для них стиль, созвучный мотивам тех автомобильных эпох, в которых они были созданы, будь то 1950-е, 1960-е или 2000-е годы. При этом, Aston Martin от Bertone – это модели, неподвластные старению. Самодостаточные, они стоят как бы вне времени.  

Примечания

* Джованни Микелотти работал с Bertone в качестве внештатного сотрудника. Помимо Aston Martin DB 2/4 Cabrio, другими его работами для итальянского ателье были: пятиместный седан Lancia Victoria (1951), купе и кабриолет Fiat 1100E Derby (1951) и Bentley Mark VII (1953). 

** Франко Скальоне работал с Bertone в качестве внештатного сотрудника. Он был одним из первых дизайнеров, с кем сотрудничал Нуччио Бертоне.

*** Джорджетто Джуджаро (Mr. Giorgetto Giugiaro) работал в «Бертоне» с 1959 по 1965 годы. В 1968 году он и Альдо Мантовани (Mr. Aldo Mantovani) основали в Турине компанию Italdesign Giugiaro (IDG).

**** Результаты упомянутого конкурса можно посмотреть, перейдя по ссылке — http://www.concorsodeleganzavilladeste.com/en/2001-roll-of-honour.php

О работе над материалом

Замысел этой публикации формировался с начала 2013 года, который является, во-первых, юбилейным для Aston Martin; во-вторых – для Aston Martin и Bertone (60 лет сотрудничества). Мысли по материалу сложились к июлю и в том же месяце был отправлен запрос на информацию и фотографии в пресс-службу ателье. В середине июля мы подписали с Bertone соглашение, касающееся использования эксклюзивных архивных фотографий. Мы их получили после двустороннего подписания документа. Кроме этого, в сентябре из архива Aston Martin пришли уникальные фото модели DB2/4. 

Помимо изображений, итальянские коллеги предоставили информацию по каждой модели. Мы не стали ограничиваться этим и, на основе изученного, постоянно отправляли им дополнительные вопросы. В общей сложности их было 29! Нам любезно отвечали и, таким образом, материал постепенно обретал форму. Результат представлен выше.  

Обсудить публикацию на странице Speedexpress.ru в сети Facebook