Audi

Аслан Антонов. Фото: Audi Россия, AUDI AG. Видео: исторический архив AUDI AG (Unternehmensarchiv der AUDI AG). Дата и место действия: 5 ноября 2012 года. Яхрома. Школа водительского мастерства quattro.

«Приходя в школу с хорошей программой обучения, человек после её окончания осознает, что он может реально».

                                                                                                                               Евгений Васин¹ в интервью сайту bezrulya.ru

Управлять автомобилем становится всё проще. Количество ассистирующих систем в современных моделях огромно. Сегодня с их помощью машины умеют сами разгоняться, тормозить, парковаться, осуществлять мониторинг слепых зон, поддерживать заданную скорость и дистанцию. Они напомнят водителю, если он случайно покинул свою полосу движения, или что сзади сбоку приближается машина, чтобы он не совершил преждевременный обгон. То есть, нынешний автомобиль дарит чувство абсолютной защищённости. Однако, это иллюзия. Например, при ошибке в вождении и сносе передней оси законы физики начинают одинаково хладнокровно действовать на любые модели.

Представим ситуацию, когда на закрытой площадке неподготовленный человек садится в мощную спортивную машину к профессионалу, который начинает выжимать из неё все соки, подвергая вестибулярный аппарат пассажира значительным, но естественным перегрузкам. В результате, от непривычки на его лице появляется страх, в глазах читается беспокойство. Он забывает, что текущая обстановка под контролем у опытного водителя, и просит поехать спокойнее. А теперь, представьте: неподготовленный водитель получает ключи от того же спорткара и без понимания физики вождения выезжает на нём в город. Наличие многочисленных вспомогательных систем и устойчивость модели притупляют чувство страха, а высокая мощность двигателя и быстрый набор скорости опьяняют ум и сознание. Захваченный безумием, его рассудок отказывается принимать в расчёт любые из ряда вон выходящие последствия. В данной ситуации он не осознаёт опасность, которую начинает представлять для себя, окружающих, а также людей, находящихся рядом и которым на полном основании может быть страшно.

В связи с вышеупомянутым, тема участия в курсах по совершенствованию водительского мастерства приобретает высокую актуальность. Для подготовки материала выбор пал на Школу quattro, по той причине что её программы в большей степени учат управлять автомобилем, чем просто правильно пользоваться его системами. На полигоне красные купе S5 и тёмно-серые седаны S4 ждали появления людей, которые приведут их в движение. Эргономичные спортивные кресла приняли водителей и пассажиров, двери захлопнулись. Электронные системы стабилизации выключены, инструктор по рации попросил активизировать спортивный режим работы коробки передач.

Итак, посадка подобрана, руки удобно и верно расположились на руле: подъезжаем к исходной позиции. Отдана команда к старту, асфальт зашуршал под шинами, и мы отправились выполнять первое упражнение курса контраварийной подготовки «Эксперт». Наша задача – научится грамотно использовать микрозанос задней оси, возникающий при добавлении газа на выходе из манёвра. В реальных дорожных условиях полученные навыки помогут свободнее чувствовать себя на смешанном покрытии при проезде нескольких поворотов подряд. Поначалу было много сбитых конусов из-за проблем с выбором траектории.

– Вам надо наметить траекторию глазами, думайте вперёд. – сказал мне один из инструкторов.

Заезды стали чище, удалось выбрать скоростной режим и стабильно его выдержать. На одном из следующих упражнений произошёл интересный случай. Вместо того, чтобы поддержать достигнутый к середине дистанции темп, – это было одно из условий, – водитель продолжил его наращивать, переведя ситуацию в разряд опасной. Скорость повышалась. Сила инерции перехватила у него контроль над уже «потерянной» машиной, превратив автомобиль весом более полутора тонн в лёгкую игрушку. Вот здесь мне стало страшно. Пейзаж за окном закружился, визг покрышек разнёсся по всему полигону: нас развернуло более чем на сто восемьдесят градусов, плюс к тому со смещением.

– У тебя всё хорошо? Не испугался? – обратился ко мне спустя мгновения после остановки напарник по экипажу.

Он, наверное, заметил, что я замер.

– Всё в порядке. Мы учимся через ошибки…

Для него этот разворот остался единственным, у меня всё было ещё впереди. Поразительно! На нашем курсе практически ни один экипаж не избежал подобной ситуации! Под вечер, около пяти часов, мы отправились на перерыв. Пауза позволила обдумать случившееся и прийти к выводу, что пережить разворот с пассажирского кресла было очень полезным в смысле понимания той ответственности, которая в реальных дорожных условиях лежит на водителе.

Вскоре мы вернулись на полигон, где продолжили учиться. В течение второй части курса меня неоднократно разворачивало. Два случая достойны упоминания, поскольку они произошли на скорости всего 50-60 км/ч! В чём же дело? Это случилось тогда, когда отрабатывалась координация действий при торможении в повороте. Первый раз ошибка состояла в том, что после сброса газа, манёвра и замедления (именно в такой последовательности) я не добавил тяги. Это необходимо, чтобы стабилизовать машину и блокировать развитие заноса на стадии выхода из виража. В другом заезде газ был добавлен, но слишком поздно. Здесь можно избежать последствий, если оперативно работать рулём в сторону заноса (то есть, в сторону дороги).

Тем временем, стемнело. Полил сильный дождь. Асфальтовое покрытие стало напоминать поверхность воды. Свет, рассеиваемый фарами, распространял по ней живописное сияние. Чудесная картина! Такая погода стала источником подлинного вдохновения, перешедшего в виртуозное соперничество человека и машины. Вот где раскрывается всё водительское мастерство, всё умение в совокупности применить полученные навыки и решить состязание в свою пользу.

– Это завершающий проезд. – сказал по рации инструктор.

Нажимаю на газ, мощь трёхсот тридцати трёх лошадиных сил приводит в движение четыре ведущих колеса. Мой S5 устремился к последнему упражнению. Прошло менее пяти секунд, а скорость уже сто километров в час. Сбрасываю газ, сразу после чего быстро и плавно вращаю руль. Инерция подхватывает машину и начинается скольжение правым боком. Автомобиль в таком положении заходит в левый поворот. Оперативно действуя рулём, произвожу смену скольжений и вхожу в правый поворот. Поставив машину почти поперёк, нажимаю на тормоз и удерживаю его. С горящими стоп-сигналами она ещё какое-то время скользит и затем останавливается. Наш экипаж удержался на импровизированном участке скользкой извилистой дороги.

– Отлично, номер семь. – прозвучало в наш адрес по рации.

Между тем, на часах уже почти девять вечера. Обучение подошло к концу. Можно пытаться подытожить этот день фактами, но они не дадут представления об ощущениях, пережитых за рулём. Это тот случай, когда эмоции с большой силой овладевают сердцем. Но голосовать за безопасное вождение только им я бы не стал, ведь тогда обрываются те тонкие волокна, соединяющие чувство с разумом. Этого не должно происходить, потому что именно сосуществование этих двух частиц человеческой души и является ключом к познанию того, что называют безопасным управлением машиной.

На протяжении всего обучения инструкторы проявляли к участникам взыскательность. Итогом стало то, что в этот прелестный осенне-зимний день мы закалились огнём опыта, который поддержит полученные навыки. Ведь мы не услышали о нём со слов других людей, или узнали из журнальных публикаций, а приобрели под началом профессионалов. Принципы журналистской этики не позволяют мне что-нибудь советовать или, тем более, рекомендовать. Однако призывать к безопасному вождению на дорогах и повышению, – через подобные курсы, – уровня водительского мастерства допустимо и это стоит делать, поскольку на них учат понимать, что кажущееся страшным не всегда опасно, а то, что опасно – всегда страшно.

История подъёма Audi по трамплину

В 1986 году компания Audi выпустила ролик, в котором модель 100 CS quattro преодолевает почти 80-процентный подъём. Применение базовой технологии противооткатного устройства с жёстко закреплённым к трамплину тросом породило слухи о том, что машина поднималась именно при его участии, а не самостоятельно. Помимо основного видео, немецкая компания выпустила ещё одно. Оно позволило заглянуть, скажем так, на кухню того проекта и увидеть как всё готовилось. И вот как это было…

В 2005 году Audi отмечала 25-летний юбилей собственной системы полного привода quattro. По этому случаю, в компании решили вновь вернутся к теме «подъёма на трамплин». На этот раз главную роль в проекте играл Audi A6 4.2 quattro цвета Atlas Grey. Первые две попытки подъёма обернулись неудачей. Сначала, забуксовав уже на старте, седан смог дойти лишь до половины трамплина, а затем осилил две трети дистанции. Автомобиль был экипирован шинами с 2,5-миллиметровыми шипами и этого оказалось мало. Он смог одолеть почти 80-процентный подъём только после того, как его укомплектовали подобно раллийному болиду, то есть шинами с 6-миллиметровыми шипами. Шестиступенчатую автоматическую «коробку» tiptronic принудительно зафиксировали на первой передаче.

Подъём Audi по трамплину в Финляндии. Автомобиль Audi A6 4.2 quattro (2005 год) Подъём Audi по трамплину в Финляндии. Автомобиль Audi A6 4.2 quattro (2005 год) Подъём Audi по трамплину в Финляндии. Автомобиль Audi 100 CS quattro (1985 год)

Безопасность была приоритетом этого проекта. Audi довольно основательно застраховалась от непредвиденных ситуаций. На трамплин и под днище автомобиля инсталлировали хитроумную систему. Она функционировала следующим образом: по всей длине трамплина натягивался трос диаметром двадцать миллиметров и закреплялся на нём у основания и вершины. Как только автомобиль трогался с места, трос проходил через наконечник в противооткатное устройство, закреплённое на днище машины, и шёл по направляющему механизму с интегрированной тормозной системой. Как только машина останавливалась на вершине, клемма тут же его зажимала, одновременно с этим включался электромеханический тормоз. Всё это позволяло зафиксировать модель и, тем самым, предотвратить её скатывание.

Для подстраховки седан дополнительно оснастили вторым тросом. В случае его разрыва, активизировалась ещё одна тормозная система, состоявшая из двух закреплённых на днище стопорных крюков. При неконтролируемом скатывании машины они должны были цепляться о натянутые по трамплину через каждые пять метров поперечные тросы и тормозить её. Похожая система использовалась на авианосцах для того, чтобы останавливать садящиеся самолёты. Электрическая лебёдка помогала автомобилю спуститься. Интересный расчёт сделал тогдашний руководитель департамента ходовых испытаний в AUDI AG, Уве Блек: если бы А6 не зафиксировали на вершине и дали ему беспрепятственно съехать, то к основанию трамплина седан развил бы скорость 110 км/ч. А дальше – только свободный полёт…

Для реализации проекта производственная команда из сорока человек неделю трудилась на съёмках. Подготовительные работы велись ещё за три недели до их начала. Ролик был выдержан в прохладных, почти чёрно-белых цветах. Музыку Роберта Пабста исполнили около восьмидесяти музыкантов из мюнхенского оркестра и хора «Staatstheater am Gärtnerplatz». Место пилота, как и в середине восьмидесятых, должен был занять раллист Харальд Демут. Однако непосредственно перед съёмками он повредил руку. Его заменил Уве Блек. Для поднятия машины на стартовую площадку пригнали тот же кран, что использовался в 1985 году. К съёмкам привлекли вертолёт. Это неудивительно, поскольку с воздуха всегда получаются захватывающие кадры.

24 января 2005 года, 13:27. Всё готово к старту и из портативной рации звучит команда: «Audi, вперёд»! Набрав почти 60 км/ч А6 4.2 quattro штурмует трамплин. У всех участников проекта остались хорошие воспоминания от проделанной работы. Координатор компании по производству видео Михаэль фон Шмидт-Паули тогда символично отметил: «Это был проект, неподвластный времени».

¹ Евгений Васин – Шеф-инструктор Школы водительского мастерства quattro, Заслуженный мастер спорта, обладатель Кубка Европы по ралли, серебряный призер Ралли Монте-Карло, неоднократный победитель этапов чемпионата Европы по ралли.

Обсудить публикацию на странице Speedexpress.ru в сети Facebook