BMW ALPINA B10 V8

Аслан Антонов. Фото из исторического архива ALPINA (ALPINA Historisches Archiv).

В среде автомобильных энтузиастов и знатоков имя ALPINA традиционно связывают с мощностью и скоростью. На протяжении длительного времени некоторые версии BMW ALPINA 5 Серии относились к быстрейшим бизнес-седанам планеты. В частности, это модели B7S Turbo (E12)[1] и B10 Bi-Turbo (Е34)[2]. В 1997 году «АЛЬПИНА» даёт жизнь «пятёркам» Е39, среди которых тоже была самая скоростная модель в мире в своём сегменте. Само по себе появление BMW ALPINA 5 Серии в кузове Е39 неудивительно. Особенно с точки зрения поддержания традиции. Интересно другое…

Изучая присланные с завода материалы по «пятёркам» E39, я впервые столкнулся со сжатым толкованием своего бренда самими «альпиновцами». Так вот, ядром философии этого малого производителя является английское слово understatement, которое можно перевести как сдержанное высказывание. Используя его, ALPINA показывает, что машины этой марки[3] изготавливаются для людей, чьё материальное благополучие является скорее средством, а не целью. Таким образом, мощь автомобилей BMW ALPINA становится для их владельцев образцом сдержанности и метафорическим воплощением жизненного успеха и благосостояния.

BMW ALPINA B10 V8 TouringВ начале 1997 года ALPINA начинает производство модели B10 V8, на которой немецкий производитель представил 8-цилиндровый силовой агрегат объёмом 4,6 литра и мощностью 340 лошадиных сил, 470 ньютон-метров максимального крутящего момента достигались при 3 800 об/мин. На тот момент, данный мотор являлся у ALPINA одним из самых эффективных. Этому, среди прочего, способствовало эффективное среднее давление, равное 12,8 бар (отличный показатель для безнаддувных двигателей). На сто километров пути седан B10 V8 потреблял в среднем 13,4 литра топлива. Мотор сочетался исключительно с 5-ступенчатой автоматической «коробкой» фирмы ZF и среди её функций была самонастраивающаяся система управления (AGS)[4]. Кроме этого, водитель мог вручную переключать передачи при помощи функций Steptronic и SWITCH-TRONIC: первая применялась при работе с селектором, вторая активировалась кнопками, расположенными на обратной стороне руля.

Система динамического контроля устойчивости (DSC III) в сочетании с шинами MICHELIN Pilot SX MXX3 обеспечивала высокую устойчивость движения. Однако здесь необходимо привести фрагмент описания DSC, включённого в техническую энциклопедию по базовому седану BMW 5 Серии: «Система, правда, не может отменить действие законов физики. Поэтому, выбор стиля вождения по-прежнему остается на совести (курсив мой – А. А.) водителя». Седан BMW ALPINA B10 V8 ускорялся с места до сотни за 5,9 секунд, максимальная скорость превышала 275 км/ч. В последующие годы B10 V8 становился мощнее и быстрее[5].

Перейдём к шестицилиндровым модификациям. Как уже было отмечено в начале материала, поклонники и владельцы BMW ALPINA устойчиво ассоциировали машины этой марки с мощью. И вот, летом 1997 года модельный ряд «пятёрок» пополняется версией B10 3,2. В сравнении с B10 V8, она обладала меньшей отдачей мотора и возник вопрос, зачем ALPINA нужна такая модель. Ответ кроется в том, что спортивная машина не обязательно означает мощная. На примере В10 3,2 было продемонстрировано, что и при 260 силах можно добиться достойных характеристик. Здесь важную роль играл ещё и вопрос снижения массы. Шестицилиндровый В10 3,2 был примерно на 130 килограммов легче модели с двигателем V8. Лёгкости в управлении также способствовали алюминиевые компоненты ходовой части.

Работа мотора отличалась уравновешенностью. Силовой агрегат был избавлен от воздействия момента инерции. Это заслуга рядного расположения цилиндров. А также, на самых высоких оборотах у двигателя[6] отсутствовали вибрации. Максимальный крутящий момент (330 ньютон-метров) достигался при 4 300 «оборотах». В гамме «Альпиновских» «пятёрок» В10 3,2 являлся одним из самых интересных с точки зрения спортивной управляемости, поскольку лёгкий мотор сочетался только с механической коробкой передач. Седан разгонялся с места до 100 км/ч за 6,5 секунд, километр с места преодолевал за 26,8 секунд, максимальная скорость составляла 260 км/ч. Средний расход топлива равнялся 10,2 литрам на 100 километров пути. BMW ALPINA B10 3,2 понравился клиентам и за девять месяцев 260 таких моделей обрели своих владельцев.

4Наследника B10 3,2 начали собирать под названием B10 3,3 с февраля 1999 года. Из цифрового обозначения становится понятным, что объём двигателя возрос до 3,3 литров. Это было достигнуто за счёт увеличения хода поршня, что, наряду с применением полностью новых систем впуска и выпуска, дало прибавку в мощности и тяге (в 20 сил и 5 Нм соответственно). Мотор способен был «крутиться» до 7 200 об/мин. В списке оснащения для B10 3,3 появляется автоматическая пятиступенчатая трансмиссия с функцией SWITCH-TRONIC. С ней седан ускорялся с места до 100 км/ч за 6,8 секунды. С «механикой» получалось на полсекунды быстрее.

Вернёмся к восьмицилиндровым моделям. За годы своего производства B10 V8 стал одним из самых успешных автомобилей от ALPINA. К марту 2002 года «АЛЬПИНА» реализовала более 1 300 данных модификаций! В том же году была представлена топ-модель «пятёрок» BMW ALPINA в кузове Е39, а именно 375-сильная версия B10 V8 S.

5

Ключевым компонентом мотора этого автомобиля стал новый блок-картер. Его применение увеличило ход поршня на четыре миллиметра (до 89 миллиметров) и дало прирост в объёме (до 4,8 литров). На литр рабочего объёма приходилось 105 Нм, максимальная тяга в 510 ньютон-метров достигалась при 3 800 «оборотах». Мотор BMW ALPINA B10 V8 S сочетался только с 5-ступенчатым «автоматом» с функцией SWITCH-TRONIC. Стоит отметить, что при движении с активированной SWITCH-TRONIC, для экономии топлива[7], использовалась принудительная блокировка трансформатора.

По динамическим характеристикам B10 V8 S вполне мог поспорить за лидерство с солидными спорткарами того времени. С места до сотни седан уходил за 5,4 секунды, километр с места преодолевал за 24,7 секунды, максимальная скорость составляла 284 км/ч. С такими параметрами к тормозной системе предъявляются повышенные требования. За 19-дюймовыми алюминиевыми дисками на передней оси у B10 V8 S скрывались новые перфорированные тормоза с четырёхпоршневыми суппортами, которые «АЛЬПИНА» разработала в сотрудничестве с итальянскими специалистами из BREMBO. Диаметр тормозных дисков составлял 360 миллиметров.

Была у ALPINA ещё одна звезда в модельном ряду Е39. Это дизельный D10 Bi-Turbo. Звездой его можно назвать по той причине, что на момент своего появления он был самым быстрым дизельным бизнес-седаном планеты.

6

Идея о создании D10 Bi-Turbo пришла в результате автоспортивного успеха. В 1998 году Бофензипен, Штук, Менцель и Дюз одержали победу на автомобиле BMW 320d с 2-литровым 4-цилинровым дизельным двигателем в 24-часовой гонке на Нюрбургринге. Этот выигрыш и послужил импульсом к появлению «Альпиновской» дизельной «пятёрки». На стадии разработки инженеры решали, какой именно «дизель» разместить под капотом. Существовало два варианта – 3,9-литровый V8 или 3-литровый V6. В итоге остановились на втором (245 сил мощности и 500 Нм тяги), поскольку он наиболее эффективно подходил как по экономичности, так и по динамическим параметрам. Расход дизеля за городом у седана с 6-ступенчатой «механикой» GETRAG составлял всего 6,1 литра на 100 километров пути, средний – 7,5 литров. Самый динамичный вариант D10 Bi-Turbo – это модификация с автоматической коробкой передач ZF и функцией SWITCH-TRONIC: максимальная скорость равнялась 254 км/ч, разгон с места до сотни – 6,8 секундам.

Примечания

BMW ALPINA B7 S Turbo (E12)

BMW ALPINA B7 S Turbo (E12)

[1] это модели B7S Turbo (Е12)… – BMW ALPINA B7S Turbo производился с ноября 1981 по май 1982 года. Выпуск модели был ограничен 60 экземплярами. Седан оснащался 3,5-литровым турбомотором мощностью 330 лошадиных сил. В качестве трансмиссии применялась 5-ступенчатая механическая «коробка» фирмы ZF. Максимальная скорость составляла около 260 км/ч, на ускорение с места до сотни уходило 5,9 секунд.  В данной модели водитель мог регулировать давление наддува в пределах от 0,45 бар до 0,9 бар, варьируя отдачу мотора от 250 до 330 сил. Эта мера по ограничению мощности позволяла, среди прочего, эксплуатировать машину в странах с низким качеством предлагаемого топлива.

BMW ALPINA B10 Bi-Turbo (E34) и самолёт "Конкорд"

BMW ALPINA B10 Bi-Turbo (E34) и самолёт «Конкорд»

[2] и B10 Bi-Turbo (Е34)… – BMW ALPINA B10 Bi-Turbo выпускали с августа 1989 по март 1994 года. На тот момент это был быстрейший бизнес-седан планеты. Мощность мотора равнялась 360 силам, максимальная скорость превышала 290 км/ч.

[3] машины этой марки… – то есть, не только BMW ALPINA 5 Серии, но и другие модели данного производителя.

[4] самонастраивающаяся система управления (AGS) – её смысл заключался в способности, в режиме самообучения, выбора наиболее оптимальной ступени. В своей работе AGS исходила из определённого ряда ездовых параметров, среди которых – положение педали газа.

[5] В последующие годы B10 V8 становился мощнее и быстрее… – с октября 1998 года мануфактура ALPINA начинает выпуск B10 V8 с типом двигателя F4, который был экономичнее прежнего F3, на семь лошадиных сил мощнее и прибавил в тяге 10 ньютон-метров. Предельная скорость четырёхдверного B10 V8 с данным мотором составляла 279 км/ч. Эта же модель, но выпускавшаяся с сентября 2000 года, разгонялась с места до сотни за 5,5 секунд. Это на 0,4 секунды быстрее, чем раньше.

[6] у двигателя… – техническая начинка мотора включала такие элементы, как оптимизированный по весу и трению привод клапанов с гидравлическим регулированием зазора и двумя верхними пятиопорными распредвалами, а также установленный на семи опорах коленчатый вал и лёгкие поршни MAHLE. Кроме этого, в модели использовались однодисковое диафрагменное сцепление с автоматической регулировкой рабочего зазора и двухдисковый маховик.

[7] для экономии топлива… – средний расход топлива у седана B10 V8 S составлял 12,7 литра на 100  километров пути.

Обсудить публикацию на странице Speedexpress.ru в сети Facebook