Подумать только… Прошло уже столько времени с момента посещения автором этих строк свечного завода БОШ в Энгельсе (Саратовская область). Визит состоялся в рамках пресс-тура, организованного головным офисом для группы российских журналистов. Массив информации, собранный мной во время экскурсии (аудиозаписи экскурсии по цехам, производственных процессов и выступления официальных лиц на более чем 2-часовой презентации), был уничтожен компьютерным вирусом. Можно было восстановить всё по памяти, да и в представительстве помогли бы. В этом у меня нет сомнений. Но, любая помощь в таких случаях обернулась бы стандартизированным материалом. Плюс ещё работа над дипломным проектом в университете… В общем, тогда не получилось уложиться в актуальные сроки.

Минуло почти два года. Бакалавриат позади. Магистратура на паузе. В свободное время и пришла мысль изложить нестройные мысли о том пресс-туре. Дать их прямо так, в хаотичной форме, не причёсывая.

Было интересно. Основной упор — на свечи ЭЗ. Всё началось с презентации, на которой перед журналистами выступили официальные лица, руководство завода. Тогдашний генеральный директор «BOSCH-Саратов», господин Эккарт Райлен, говорил на отличном русском и блестяще отвечал на вопросы журналистов. Причём, вопросы, адресованные не только ему, но и коллегам. Он брал ответ в свои руки и начинал раскрывать подробности. Например, о том, как осуществляется контроль качества на заводе. Обычно, речи официалов слушать невозможно, особенно если ты не пушистый пингвинчик автомира. Потому что они изобилуют риторикой. А где риторика, там гладь пруда, без намёка на движение и, тем более, какие-то волны. Это как статьи в Интернете, которые пишутся с учётом SEO-оптимизации: сплошь ключевые слова, а содержания — ноль. Так вот в речи господина Райлена всё было стройно, в балансе. Он говорил и строго, и свободно одновременно. Понравился эпизод, когда он на слайдовых примерах показывал, какая была организация цехов до прихода немцев, и какой она стала после, то есть лучше, конечно. Ещё, в память прочно осела озвученная им позиция относительно приоритета русскоязычных сотрудников на практически всех уровнях завода, вплоть до руководства (кроме управления финансовыми процессами. Тут приоритет отдавался немцу). Меня изумил эпизод с… производством радиаторов. Он сказал, что радиаторы — это сталь и рабочая сила, и что не совсем понятно, почему в России это не поставлено на поток, ведь стали в нашей стране полно, да и рабочей силы вполне хватило бы… Да, справедливо! Ещё, нам рассказали о таможенном пункте прямо на территории завода. То есть, минимизация напряжённости с поставкой комплектующих.

На тот момент, энгельсский свечной завод Бош выпускал разные виды свечей. Нам более подробно рассказывали про ЭЗ. Говорили об их надёжности и высоком качестве изготовления. И, конечно, показали весь производственный процесс. Провели по цехам. Всё чисто, аккуратно. Воздух постоянно очищается, насыщается ионами в определённых цехах. Оборудование — подержанное, но в отличном состоянии. Работу отдельных машин можно записывать и использовать их как каркас для создания электронных музыкальных композиций в стиле минимализм. В большинстве цехов довольно шумно. Для работников предусмотрены беруши. Но честно, не представляю, как выдерживать рабочий день в них. Это не ночь переночевать. В бодрствовании носить эти штуки психилогически непросто. Если они хорошие (а то что на заводе выдают хорошие, я не сомневаюсь), то речь об особом состоянии психики. Весь мир вокруг получается как бы приглушён. Но, по-другому никак, иначе слух реально страдает: представьте, какая зачётная долбёжка у машины, за шесть ударов отбивающей из металлического стержня корпус для свечи. Ещё раз: 6 ударов эквивалентом в много тонн!

Непосредственно после знакомства с производственным процессом, журналист Антон Ширяев изумлялся тем усилиям, трубующимся для создания отдельного автокомпонента. Он потом отразил эту мысль в своём материале.

http://journal.am.ru/articles/2014-11-26-put-svechi.html

Блоггер Миша Гризли в своём отчёте упомянул заводской УАЗик, на котором БОШ проверял работу собственной продукции.

http://misha-grizli.livejournal.com/232980.html

Пошагово процесс изготовления описан в материале сайта «Движок».

http://dvizhok.su/business/svechnoj-zavod-bosch-odin-v-pole-%E2%80%93-voin!

Ещё один онлайн-материал, достойный упоминания — репортаж Андрея Аверина на «Коробке».

http://carobka.ru/publications/articles/33177/

Этих 4 примеров достаточно, чтобы понять, насколько положительно журналисты восприняли показанную им работу завода. Понравилось всем всё, в том числе организация мероприятия в целом. На ужине общались с руководством и сотрудниками завода. Уточняли у них технические тонкости, брали интервью. Сотрудники Бош ответили на все вопросы. Мне потом один коллега, который был в группе, рассказывал о применении ЭЗ на практике. У него ВАЗовская «шестёрка». И однажды, в лютый мороз, она никак не заводилась. Он пошёл, купил свечи ЭЗ, вкрутил, и машина завелась с первого раза. Ну что же, не зря затрачены усилия, значит…?   

Текст: Аслан Антонов. Дата: 22.10.2016