Ferrari 250 GTO

Аслан Антонов. Фото из архива Ferrari

На вершине философии Ferrari стоят технологическое совершенство и гедонизм. Под первым понимается применение современных технологий; под вторым – абсолютное упоение процессом управления. Материализация этих концепций в машинах итальянской марки, плюс к тому их высокий стиль, позволяют Ferrari становится классическими спустя короткое время после появления, и среди них есть те, в которых вышеописанная философия реализована в самой экстремальной форме. Один из ярчайших примеров – Ferrari 250 GTO, который являлся. одновременно дорожным и гоночным автомобилем, то есть имел допуск к обычным дорогам и к соревнованиям. Тридцать шесть произведённых единиц сделали его ещё и коллекционным раритетом. В 2012 году Ferrari отметила полувековой юбилей 250 GTO.

В автомобильной индустрии работы конкурентов часто побуждают компании создавать и предлагать что-нибудь новое. Например, так было с Lamborghini Silhouette, появившимся в 1976 году. Его создатели вдохновились успехом Porsche 911 Targa, кузов которого представлял собой так называемый кабриолет безопасности. Преимущество таких моделей со съёмной центральной частью крыши состояло в том, что человек, даже двигаясь с открытым верхом, оставался в купе. В 1961-ом появляется Jaguar E-Type. В том же году его гоночная версия побеждает в своём дебютном соревновании на треке «Олтон парк» (Oulton Park). Постепенно, E-Type, среди которых знаменитые «Lightweight», набирают силу и занимают высокие места в престижных гонках – в Гудвуде, Сильверстоуне и т.д. И вот, Энцо Феррари отдаёт инженеру Джотто Биццаррини указание сделать машину, которая победит E-Type.

Ferrari 250 GT Berlinetta 'passo corto'

Ferrari 250 GT Berlinetta ‘passo corto’

В качестве основы для новинки взяли модель 250 GT ‘passo corto’ (или 250 GT «SWB», то есть «Short wheel base», что переводится как «короткая колёсная база»). Его можно было отнести к гоночным автомобилям для обычных дорог. Расположенный спереди и продольно 12-цилиндровый мотор выдавал 280 лошадиных сил. Этого было достаточно, чтобы водитель мог разогнать машину до 268 км/ч. В 250 GTO дополнительные распорки увеличивали жёсткость кузова при кручении, а также на всех колёсах были применены дисковые тормоза. Базой для двигателя послужил 12-цилиндровый силовой агрегат от 250 GT Testa Rossa. В 3-литровом моторе 250 GTO применялась смазочная система с сухим картером и двухдиффузорные карбюраторы от Weber. Двигатель выдавал около трёхсот лошадиных сил мощности. На один литр рабочего объёма приходилось 102 лошадиные силы. А также, модель располагала новой 5-ступенчатой полностью синхронизированной коробкой передач. На свою первую тестовую сессию готовый прототип выехал в сентябре 1961 года. Это состоялось на треке в Монце, за рулём был Стирлинг Мосс. Автомобиль хорошо себя показал, был быстрым. Правда, его внешний вид напоминал обрубок. За грубость экстерьера машину прозвали «Il Monstro» («Монстр»).

Ferrari 250 GTO Ferrari 250 GTO Ferrari 250 GTO

Вскоре, Биццаррини покинул «Феррари» и окончательный дизайн 250 GTO формировался уже под началом Серхио Скальетти. Ferrari 250 GTO производили с 1962 по 1964 годы и за это время его внешность не претерпевала глобальных модернизаций. Изменения были скорее косметическими: менялась форма и месторасположение элементов светотехники, вентиляционных каналов для охлаждения тормозов, в капоте появлялись прорези для прохода воздуха. Некоторые версии комплектовали задним спойлером. А также, было несколько машин с особой стилистикой кузова. Официальный дебют Ferrari 250 GTO состоялся в январе 1962 года на ежегодной предсезонной пресс-конференции Ferrari. Спустя примерно два месяца, в Себринге, автомобиль впервые вывели на 12-часовые гонки на выносливость. Экипаж состоял из Фила Хилла и Оливье Жандебьена. Они привели Ferrari 250 GTO к победе в категории GT и ко второму месту в общем зачёте. Победителем в той гонке был другой Ferrari – 250 Testa Rossa. Этот успех положил начало длинной веренице автоспортивных побед 250 GTO. Вплоть до 1964 года у этой модели практически не было достойных конкурентов в своей весовой категории, за исключением AC Cobra. Вот неполный список триумфов Ferrari 250 GTO: Мировой чемпионат производителей (1962, 1963, 1964 годы), «Тур де Франс» (Tour de France [1963 и 1964 годы]), «Турист Трофи» (Tourist Trophy) в Гудвуде (1962 и 1963 годы), успех в категории GT на гонках «Тарго Флорио» (Targa Florio [1962, 1963 и 1964 годы]), в Ле-Мане (1962 и 1963 годы) и 1000-километровом соревновании на Нюрбургринге (1963 и 1964 годы). Такова краткая история появления и успехов Ferrari 250 GTO. О наследии этой машины рассказывается во второй части материала.

2

Легендарное имя, а также традиция лимитированных серий, возродились у «Феррари» в первой половине 1980-х годов. В 1983 дебютировал центральномотороный Ferrari GTO. Его ещё неофициально называли 288 GTO. Люди предпочитали такое обозначение, чтобы не путать имя с 250 GTO. Цифра «288» происходит от объёма двигателя и количества цилиндров – 2,8 и 8 соответственно. Эти машины были построены в рамках омологации для участия в гонках в категории «Группа “Б”». Правда, гоночный прототип так и не увидел треков в силу изменения автоспортивного регламента. Все серийные экземпляры раскупили ещё до старта продаж. Более того, Ferrari запланировала двести машин, а получилось более двухсот семидесяти. Восьмицилиндровый мотор с двойным турбонаддувом развивал 400 лошадиных сил и разгонял машину с места до сотни за 4,9 секунды. Максимальная скорость равнялась 305 км/ч. Три выпускных отверстия по бокам заднего бампера – это реминисценция на 250 GTO. При выборе цвета Ferrari не оставляла выбора – только красный!

3

В середине 1987 года дебютировал дикокрасивый F40. Он тоже предлагался только в красном цвете. Примечательный факт: на период начала девяностых, 85% всех производимых «Феррари» были красными. Дизайном кузова занималось ателье Pininfarina. F40 продолжил традиции экстремального суперкара GTO. Колёсная база, расположение 8-цилиндрового 3-литрового двигателя с двойным турбонаддувом, в центре и продольно, были общими с GTO. Литровая мощность равнялась 163 лошадиным силам! Силовой агрегат на 7 000 об/мин выдавал 478 лошадиных сил. Ускорение с места до сотни F40 совершал за 4,1 секунды, предельная скорость составляла 324 км/ч. Ferrari F40 стал последней новинкой, которую смог представить Энцо Феррари. В августе 1988 года он скончался.

Ferrari F50 Ferrari Enzo Ferrari 599 GTO

Наследие супер-«Феррари» нашло своё продолжение в середине девяностых, когда к своему полувековому юбилею Ferrari выпустила модель F50. Тираж был лимитирован 349 экземплярами. В ней воплотились самые современные на тот момент достижения Ferrari из мира Формулы 1. 12-цилиндровый 520-сильный атмосферный мотор и подвеска имели «Формульные» корни. Кроме этого, применялся карбоновый монокок. Максимальная скорость равнялась 325 км/ч, разгон с места до 100 км/ч занимал 3,87 секунды. Дизайн машины служил в большей степени аэродинамике, чем эстетике. Безусловно, F50 – очень стильный автомобиль с уникальной индивидуальностью, но он не обладал такой красотой, как F40. Водитель получил себе в помощь усилитель рулевого управления, а также такие системы как ассистент торможения и ABS. В отличие от GTO и F40, для F50 было доступно пять вариантов цвета: два оттенка красного, жёлтый, чёрный и серебристый.

В XXI веке традиции супер-«Феррари» поддержал Ferrari Enzo. В нём также нашли своё применение технологии из мира Королевских гонок. Он обладал потрясающе продуманной аэродинамикой. Например, на скорости 300 км/ч на машину действовала прижимная сила, эквивалентная 775 килограммам! При достижении максимальных 350 км/ч она составляла 585 килограммов. Enzo стал первым серийным Ferrari, на котором применили карбоно-керамические тормозные диски. Мощность 12-цилиндрового мотора составляла 660 лошадиных сил, разгон с места до 100 км/ч занимал у Enzo 3,65 секунды. В 2010 году появился Ferrari 599 GTO, который базировался на экстремальном прототипе 599XX. Отдача мотора – 670 лошадиных сил, максимальная скорость модели превышала 335 км/ч. На момент своего появления, 599 GTO был самым динамичным дорожным Ferrari в истории: для разгона с места до ста километров в час ему требовалось всего 3,35 секунды.

Обсудить публикацию на странице Speedexpress.ru в сети Facebook