Maserati Shamal

Аслан Антонов. Фото Аслана Антонова и из архива Ferrari Maserati Image ServiceMaranello

Наследие Maserati живёт в союзе с автоспортом. Испытанные в гонках технологии и силовые агрегаты играли и играют важную роль при постройке серийных машин. Например, во второй половине 1950-х годов шестицилиндровый мотор болида 350 S послужил основой в создании двигателя для первого крупносерийного Maserati – модели 3500 GT. Восьмицилиндровый 4,5-литровый агрегат фантастического 450 S лёг в основу двигателя  для 5000 GT, построенного в 1959 году по заказу персидского шаха. Автомобиль тогда стоил почти как три купе Mercedes-Benz 300 SL! После дебюта этого супер-Гран Туризмо на автосалоне в Турине, к машине проявился интерес со стороны клиентов, и с октября 1959 по октябрь 1964 года Maserati изготовила ещё тридцать единиц 5000 GT. Мощность в 340 лошадиных сил обеспечивала разгон с места до ста километров в час за 5,5 секунд и максимальную скорость в 260 км/ч. В XXI веке гоночные болиды GT4 и Trofeo GranTurismo MC стали вдохновением для создателей дорожного Maserati GranTurismo MC Stradale, способного развить свыше трёхсот километров в час.

Набросок модели Maserati 3500 GT (1956 год) Maserati 5000 GT Maserati GranTurismo MC Stradale

Богатством автоспортивной истории Maserati, в том числе и новейшей, являются гонщики. Из современных – это Андреа Бертолини. В 2010 году на центральномоторном MC12 он выиграл мировой чемпионат FIA GT, а в 2011-ом победил за рулём Quattroporte EVO в серии International Superstars. В 1956 году легендарный пилот Стирлинг Мосс принял участие в итальянской гонке на одну тысячу миль (Mille Miglia), в которой управлял вышеупомянутым болидом 350 S. Кроме этого, в пятидесятые на Maserati 150 S успешно гонялся аргентинец Алехандро Де Томазо. Он стал для марки судьбоносной фигурой, по той причине, что его тесная связь с Maserati не ограничилась автоспортом. В шестидесятые годы Де Томазо трудился в городе Модена как инженер и предприниматель, строил и развивал машины собственной марки. В 1963 и 1967 году появились модели «Валлелунга» (Vallelunga) и «Мангуста» (Mangusta) соответственно. В начале семидесятых последовали: знаменитая спортивная «Пантера» (Pantera), четырёхдверный «Дёвилль» (Deauville) и купе класса Гран Туризмо «Лоншам» (Longchamps). Впоследствии «Лоншам» послужит отправной точкой в создании первого нового купе «Мазерати» эпохи Де Томазо…

123

Алехандро Де Томазо стал владельцем Maserati 8 августа 1975 года. Он купил её в плачевном состоянии – марка была на грани банкротства – у Citroёn, который вынужден был выставить на продажу подконтрольный ему итальянский бренд из-за собственных финансовых трудностей (об этом было объявлено 23 мая 1975 года). С исторической точки зрения эпоха Де Томазо интересна в силу того что, во-первых, благодаря жизненному оптимизму и предпринимательскому таланту аргентинца марке удалось выстоять; во-вторых, на неё приходится появление самого массового «Мазерати» в XX веке. К моменту прихода Де Томазо, модельный ряд купе итальянского производителя насчитывал три автомобиля: роль флагмана исполнял «Камзин» (Khamsin), его дополняли центральномоторные «Бора» (Bora) и «Мерак» (Merak). В начале своего правления Де Томазо решает, что линейку следует пополнить автомобилем, приготовленным по классическому рецепту Гран Туризмо: вместительный багажник, просторный и комфортный салон, изысканные материалы отделки и, конечно же, большой и мощный двигатель.

Maserati Kyalami Интерьер Maserati Kyalami Интерьер Maserati Kyalami

Итальянским инженерам не пришлось разрабатывать машину с нуля. В качестве основы Де Томазо представил купе «Лоншам». Дизайнер Пьетро Фруа внёс в стилистику некоторые изменения, под алюминиевый капот установили фирменный восьмицилиндровый мотор объёмом 4,2 литра и мощностью 260 лошадиных сил, салон обили замшей и высококачественной кожей. Готовую модель назвали в честь гоночной трассы, расположенной неподалёку от Йоханнесбурга (ЮАР). На треке «Кьялами» (Kyalami) 2 января 1967 года мексиканец Педро Родригес за рулём Maserati Cooper принёс марке победу в южноафриканском этапе Гран При Формулы 1. Maserati Kyalami представили в Женеве в марте 1976 года. Люксовое оснащение модели включало такие атрибуты комфорта, как кондиционер и электроприводы стеклоподъёмников дверей. В 1978 году прекращается выпуск модели «Бора». Через год «Кьялами» оснащают более мощным 4,9-литровым мотором, отдача которого равна трёмстам лошадиным силам. Они позволяли купе развивать 260 км/ч. Тем временем, Де Томазо начинает думать о новом проекте, который принёс бы компании финансовую стабильность и значительно расширил круг клиентов. По его задумке, новая модель должна была представлять собой компактный, практичный и в тоже время элегантный, темпераментный автомобиль с двухлитровым мотором. На этот раз дизайн доверили, скажем так, свободному художнику Пьеранджело Андреани.

9

В год окончания производства модели «Мерак», новинку впервые представили прессе. Это случилось 14 декабря 1981-го на закрытом показе, состоявшемся в рамках традиционной для компании ежегодной рождественской пресс-конфереции. Двухлитровый шестицилиндровый битурбомотор мощностью 180 лошадиных сил, разгон с места до 100 км/ч за 6,5 секунд, максимальная скорость в 215 км/ч, просторный четырёхместный салон, логотип престижного бренда, плюс к тому доступная цена сделали своё дело: ещё до мировой премьеры (Женева, 1982 год) «Битурбо» (Biturbo) был распродан тиражом в тысячу экземпляров!

Maserati Biturbo Maserati Biturbo Интерьер Maserati Biturbo Интерьер Maserati Biturbo

Это был успех, принесший «марке с трезубцем» столь необходимый доход и, впоследствии, прибыль. Пресса встретила машину восторженно. Забежим вперёд и скажем, что всего на долю различных модификаций купе Biturbo пришлось более 9 200 реализованных единиц! В 1982 году с конвейера сошёл последний экземпляр модели «Камзин». В 1983-м прекратили выпуск «Кьялами». Несмотря на то, что Kyalami не был разработан с чистого листа, поклонники считают его истинным Maserati, ведь в нём бьётся настоящее итальянское «сердце» — фирменный восьмицилиндровый мотор. Кроме этого, Kyalami – один из самых надёжных классических купе Maserati (всего было собрано около 200 единиц) и его дизайн – это последнее творение Фруа для итальянской марки. Той порой, «Битурбо» продолжал набирать обороты: появлялись новые версии, совершенствовалась техническая начинка, увеличивалась мощность моторов.

Maserati Biturbo S Maserati Biturbo S Maserati Biturbo S

23 июля 1983 года в Риме представили Bitrubo S. Его характерными особенностями были: двухцветная окраска экстерьера, заниженная подвеска и более широкие шины. Приставка «S» в названии давала понять, что мощность мотора увеличена, а именно – до 205 сил. В 1985 году выходит купе «Битрубо» так называемой второй серии. Она отличается от прежней, среди прочего, сниженными вибрациями мотора и более низким уровнем шума. Biturbo S второй серии располагали 210-сильным двигателем.

Maserati Karif Интерьер Maserati Karif Maserati Karif

У купе «Битурбо» очень интересный наследник, название которого происходит от африканского ветра: «Кариф» (Karif). Дело в том, что семейство «Битурбо» насчитывало не только купе, но и седан и, даже, открытую версию Spyder с укороченной колёсной базой. Так вот внешне двухместный Karif, дизайном которого занималось миланское ателье Zagato, был по сути тем же Maserati Spyder, только с фиксированной жёсткой крышей. Karif – эксклюзивный и очень динамичный автомобиль: в версии с 2,8-литровым 285-сильным битурбомотором он ускорялся с места до сотни всего за 4,8 секунды! Максимальная скорость превышала 250 км/ч. За пять лет сборки – с 1988 по 1993 годы – Maserati изготовила около двухсот двадцати таких моделей. Среди владельцев Maserati Karif — один из крупнейших драматургов двадцатого века Фридрих Дюрренматт. Между тем, ко второй половине восьмидесятых поклонники марки заскучали по восьмицилиндровым моторам и руководство Maserati задумало возродить эту традицию. 14 декабря 1989 года в рамках рождественской пресс-конференции Де Томазо представил избранным СМИ модель с 326-сильным восьмицилиндровым битрубомотором – «Шамаль» (Shamal). Её название тоже происходит от ветра. Представитель эволюции семейства «Битурбо» был «одет» в стильный костюм от Гандини. Изюминками внешнего вида являлись пухлые задние крылья, скошенные задние колёсные арки и спойлер у основания… лобового (!) стекла. Ради справедливости стоит отметить, что тогда не все приняли такой дизайн.

Maserati Shamal Maserati Shamal Maserati Shamal (интерьер, приборная панель) Maserati Shamal

Ограниченность бюджета не позволила Де Томазо создать полностью новый силовой агрегат. Он делил общую базу с 6-цилиндровыми двигателями моделей «Битурбо». Однако, архитектура блока и головки блока цилиндров были полностью новыми. Кроме этого, «Шамаль» — первый серийный «Мазерати», на котором установили 6-ступенчатую механическую коробку передач от фирмы «Гетраг» (Getrag). 436 ньютон-метров тяги достигались уже при 2 800 об/мин. Разгон с места до сотни занимал 5,3 секунды, максимальная скорость равнялась 270 км/ч. В том же году Де Томазо продаёт «Фиату» долю предприятия (49%) и завода Innocenti по производству кузовов в Милане – Maserati Milano (51%). В 1992 году би-турбо-«шестёрки» от «Мазерати» продолжают свою жизнь в модели «Гибли» (Ghibli): двухлитровый двигатель с двойным турбонаддувом выдаёт уже 306 лошадиных сил и способен разогнать машину до скорости, превышающую 260 км/ч.

В 1993 году наступает поворотный момент: болезнь Алехандро Де Томазо не позволяет ему продолжать полноценно руководить маркой и 19 мая года он полностью продаёт свою долю, оставшийся 51%, «Фиату». Спустя три года прекращается сборка Shamal: его выпустили тиражом примерно в 370 единиц. Тогда же появляется финальная эволюция  би-турбо-«шестёрки» от «Мазерати» — в лимитированной модели Ghibli Primatist с мотором мощностью более 330 лошадиных сил. Её собрали в честь мирового рекорда скорости, установленного 4 ноября 1996 года на озере Лугано: Гвидо Каппеллини развил 216,703 км/ч на моторном катере, оснащённом 2-литровым би-турбодвигателем от Maserati. В 1997 году выпущен самый последний Ghibli Primatist. Таким образом, эпоха Де Томазо окончательно стала частью истории. Несомненно, очень успешной: более двух десятилетий существования, около четырёх десятков различных модификаций автомобилей и примерно 37 000 проданных модификаций Biturbo в различных кузовах. Первого июля 1997 года Maserati в очередной раз меняет владельца и предприятие вступает в состав «Феррари» (Ferrari).

Обсудить публикацию на странице Speedexpress.ru в сети Facebook